Выставки
Магия старинного театра, 01.07.2019 - 31.12.2019
Магия старинного театра, 01.07.2019 - 31.12.2019
Тип выставки
Виртуальная
Даты проведения выставки
01.07.2019 - 31.12.2019
Аннотация
Сегодня большинство технических эффектов сцены происходят по нажатию кнопки на режиссерском пульте управления. А как же до изобретения электричества включался свет? Как поднимался занавес? Как менялись декорации? Сейчас звуковые эффекты мы слышим из колонок, а как с этой задачей справлялись до изобретения аудиоаппаратуры? На эти и другие вопросы о театре, возникшем задолго до наступления нашего века высоких технологий, даёт ответы выставка «Магия старинного театра». В театре XVIII века сцена, по образному определению итальянского декоратора и архитектора Пьетро ди Готтардо Гонзаго, была «лабораторией мага-волшебника» - главного машиниста театра. В Останкинском театре машинерия располагалась в нижнем машинном отделении - под сценой, и в верхнем - над разборным потолком, что позволяло строить действие в различных плоскостях. Во всю длину трюма под сценой был протянут центральный вал, к которому крепились кулисные каретки. При движении ворота нужная пара кулис выезжала на сцену, а отработавшая уходила в карманы сцены. Так достигалась быстрая перемена декораций. На самой сцене могла устанавливаться мобильная «машина волн» – система из нескольких спиралевидных деревянных валов, при одновременном вращении которых создавалось впечатление набегающих морских волн. Между ними тянули на тросе деревянный корабль. Верхнее машинное отделение состояло из двух уровней. На первом располагалась система передвижения колонн сцены и вороты для поднимания и опускания занавеса и задников. Во втором ярусе находились машины для звуковых эффектов и передвижения актёров в воздухе. Это были искусно замаскированные под облака или языки пламени подвесные платформы, которые передвигались при помощи сложной системы рычагов, колес и шарниров. Их расположение и конструкцию можно увидеть на чертежах и схемах. Магическое ощущение во время спектакля создавал свет. При помощи его имитировали рассвет и закат, картины грозы, пожара и артиллерийского сражения; характерное освещение могло акцентировать появление героя. Для направленного освещения сцены использовались кинкетные лампы, названные по фамилии изобретателя Антуана Кинке, который усовершенствовал масляную лампу, снабдив её стеклянным цилиндром и шаром для сильного притока воздуха к горелке. За источниками света устанавливали отражатель - рефлектор. Он мог быть медным или состоять из зеркальных сегментов. Боковое освещение создавалось отдельными источниками света - масляными и свечными лампами. Они же освещали служебные помещения театра - кулисы, гримировочные комнаты, оркестровую яму. Лампой называется светильник, в котором используется жидкое горючее вещество - масло, керосин или спирт. Лампы были значительно дешевле свечей, а что¬бы избавиться от неприятного запаха, пользовались дорогими сортами растительного масла и даже подливали в него духи. Такого типа лампы представлены на выставке ладьевидными светильниками с букраниями. Для освещения зрительного зала и сцены использовалось несколько видов осветительных приборов: свет обеспечивали люстры с многочисленными восковыми свечами, а так же торшеры. Законодательница мод - Франция, определила моду и в театральном костюме. В XVIII веке каждому амплуа соответствовал особый сценический образ – герои драм и трагедий носили доспехи и пышные платья, обильно покрытые стразами и позолотой (в таких роскошных костюмах представлены актёры на живописных копиях с эскизов Марианны Кирцингер), пастухи и пастушки из лирических комедий - условно «крестьянские» костюмы, украшенные гирляндами из живых цветов, как знаменитая танцовщица мадмуазель Камарго на старинной гравюре. В России театральный костюм прошёл то же развитие, что и в Европе. В начале XIX века наблюдается подъём патриотизма, появляются отечественные пьесы в жанре «высокой» трагедии, в которых впервые делаются попытки воспроизвести народную одежду прошлого. Героев исторических постановок облачали в стилизованные костюмы, созданные на основе изучения подлинных археологических предметов, но надо отметить, такие костюмы ещё не отличались исторической точностью. На рубеже XIX и ХХ веков вошедший в моду стиль «модерн» порождает новые формы театрального костюма. Для большинства постановок использовались декоративно-переосмысленные, стилизованные наряды. На выставке представлены детали подобных костюмов, принадлежавшие оперной певице Надежде Даниловне Бельской, солистке Большого театра в 1918—1926 годах. Театральные декорации были столь же роскошны, как костюмы. Они представляли то чертоги сказочной царицы, то феерическую картину брачного пира в царском дворце. На сцене чередой появлялись парк с уединенной беседкой, храмы и горы, фонтаны и морские волны, избушки и дворцы. Процесс создания декораций включал несколько этапов – сначала, в соответствии с пожеланиями заказчика, художник создавал графический эскиз карандашом или тушью, затем исполнял его в цвете, но все еще на бумаге, после эскиз повторялся в тех материалах, которые использовались на сцене (чаще всего холст и клеевые краски) и только после этого, разбитые на отдельные фрагменты – кулисы и задники – декорации расписывались бригадой помощников. Век их был недолог, и подлинные старинные декорации – большая редкость; более благосклонным время оказалось к бумажным эскизам, благодаря которым и мы можем прикоснуться к магии старинного театра. Дополняют выставку предметы декоративно - прикладного искусства, связанные с модными сюжетами на театральную тематику.
Экспонаты выставки Отобрано: 67
Квасов В.Д. Машинное отделение Останкинского театра. Разрез по линии 13-13. 1969
Механизм движения кулис в театре Грипсхольма: Иллюстрация LXVIII // Придворные театры Дроттнингхольма и Грипсхольма / Агне Бейер. - Мальмо: Джон Кроон, 1933. 1933
Миронова Л.П. Лампа масленка с зеркальным круглым отражателем XVIII - нач. XIX века из коридора актеров Останкинского дворца. Вторая половина 1940-х
Миронова Л.П. Резной деревянный золоченый торшер в виде треножника из театра Останкинского дворца. Вторая половина 1940-х
Миронова Л.П. Деревянная резная золоченая люстра работы крепостных мастеров из театра Останкино. Вторая половина 1940-х
Миронова Л.П. Ваза канделябр деревянная резная с позолотой работы крепостных мастеров в пунцовой гостиной Останкинского дворца. Вторая половина 1940-х