Выставки
Цветочный декор классицизма. Фарфор последней трети XVIII века из коллекции музея-усадьбы Останкино
Цветочный декор классицизма. Фарфор последней трети XVIII века из коллекции музея-усадьбы Останкино
Тип выставки
Виртуальная
Аннотация
Цветочная тема в декоре фарфоровых изделий – одна из самых красочных и выразительных; с момента появления в Европе собственных фарфоровых производств, в 1710-х годах, она заняла прочное место в росписях хрупких белоснежных предметов. Первоначальная условная, стилизованная трактовка, копирующая китайские и японские образцы, постепенно сменилась пышными букетами эпохи рококо, тяготеющими к идеализации. Начиная же с 1770-х годов, с наступлением в Европе стиля неоклассицизм, цветочные мотивы стремятся к максимальному натуроподобию; становятся модными небрежные букеты из полевых цветов, или из смеси полевых и садовых цветов. Одновременно появляются и другие специфические для последней четверти столетия вариации цветочной темы: «ботаническая», основанная на копировании иллюстраций из популярных в то время ботанических атласов, а также «ситцевая», когда место букетов занимают отдельные мелкие цветочки, «разбросанные» по поверхности фарфорового предмета. В интерьерах Останкинского дворца, созданных в 1790-х годах в соответствии с идеалами неоклассицизма, с его любовью к нежной полихромии, фарфору отводилось значительное место. В парадных залах дворца, на каминных полках и столах-консолях, среди канделябров, стеклянных ваз и бронзовых статуэток, размещалось немало и фарфоровых сосудов, как европейского, так и российского производства 1770-1790-х годов. Российский фарфор классицизма, времён правления Екатерины II и Павла I, по качеству и художественной выразительности не уступал европейскому; изделия Императорского фарфорового завода и завода Гарднера пользовались не меньшим спросом у российской знати, чем модный фарфор Севра, Мейсена, Берлина, Вены и других крупных европейских фабрик. Немалая часть фарфоровых ваз, купленных Николаем Петровичем Шереметевым для украшения дворца-театра, сохранилась до наших дней; многие из них, украшенные цветочными росписями, представлены на выставке. Также в виртуальную экспозицию включены предметы из столовых сервизов Шереметевых, использовавшиеся во время торжественных приёмов в Останкине в 1797 и 1801 годах. Исторические шереметевские изделия на выставке дополнены чашками и блюдцами, закупленными музеем в 1970-2000-х годах для восполнения утраченных предметов, о которых остались подробные сведения в Описях дворцового имущества 1802 и 1809 годов.