Выставки
История строительства Останкино в чертежах и планах (фиксационный альбом П.А. Бизяева), 02.04.2019 - 31.12.2019
История строительства Останкино в чертежах и планах (фиксационный альбом П.А. Бизяева), 02.04.2019 - 31.12.2019
Тип выставки
Виртуальная
Даты проведения выставки
02.04.2019 - 31.12.2019
Аннотация
Значительное количество чертежей, освещающих историю проектирования и строительства Останкинского дворца, демонстрируют целый ряд имен архитекторов, участвовавших в его создании: Ф. Кампорези, В. Бренна, Дж. Кваренги — авторы проектов, заказанных владельцем Останкина графом Н.П. Шереметевым; К.И. Бланк, Е.С. Назаров — консультанты, наблюдавшие за работами; крепостные архитекторы — А.Ф. Миронов, Г.Е. Дикушин, П.И. Аргунов — непосредственные участники строительства. Кроме того, в возведение дворца внесли свою долю останкинские "архитекторские помощники" и "архитекторские ученики": П.А. и Н.А. Бизяевы, Б. Курзин, Д. Головцов и др. Представленные чертежи выполнены крепостным "архитекторским учеником", ставшим затем "помощником архитектора" Петром Алексеевичем Бизяевым, чья жизнь и творчество относятся к последней трети XVIII - началу XIX вв. С 1792 года он являлся учеником известного крепостного архитектора А.Ф. Миронова. П.А. Бизяев имел "смотрение за строением" Останкинского дворца и создал серию чертежей его отдельных залов и других построек в Останкине, многие из которых включены в так называемый "Альбом Бизяева". По завершении работ по постройке каждого помещения чертеж его фасада, план, а иногда продольный и поперечный разрезы фиксировались в Альбоме. Некоторые из комнат дворца изменяли свой облик, достраивались и перестраивались; некоторые были пристроены к уже существовавшему зданию, т.к. дворец строился и отделывался в течение шести с половиной лет с 1792 по 1799 годы в несколько этапов. По этой причине в Альбоме присутствуют фиксационные чертежи определенных залов в начале и в конце строительных работ. Все чертежи выполнены тушью и акварелью на вержированной бумаге, почти все имеют одинаковый формат. Мобильность, возможность перестроек и изменений Останкинский дворец получил благодаря тому, что основным строительным материалом для него являлось дерево. Кроме того, деревянные сооружения обладали лучшими, по сравнению с каменными, акустическими свойствами, и были несравненно более дешевыми. Однако дворец выглядит каменным, ибо построен в формах каменной архитектуры и оштукатурен под камень. Предлагаемую виртуальную экспозицию можно разделить на две части: первую часть формируют листы, созданные в 1794-1795 годах. На них показаны уже возведенные к этому времени помещения дворца - театр, павильоны, проходные галереи, а также Старые хоромы и Гостиный флигель. Во второй - относящейся ко второму и третьему периодам строительства дворца - представлены зафиксированные в Альбоме изменения, произошедшие в Останкинском дворце.
Экспонаты выставки Отобрано: 30
Бизяев П.А. (последняя треть XVIII - начало XIX века). Разрез Останкинского дворца по линии запад-восток. Фиксационный чертеж. 1794-1795
Бизяев П.А. (последняя треть XVIII - начало XIX века). Поперечный разрез Останкинского дворца. Вид на запад. Фиксационный чертеж. 1794-1795
Бизяев П.А. (последняя треть XVIII - начало XIX века). Поперечный разрез Останкинского дворца через аръерсцену театра. Фиксационный чертеж. 1794-1795
Бизяев П.А. (последняя треть XVIII - начало XIX века). План Египетского павильона Останкинского дворца. Фиксационный чертеж. 1794-1795
Бизяев П.А. (последняя треть XVIII - начало XIX века). Восточный фасад Египетского павильона Останкинского дворца. Фиксационный чертеж. 1794-1795
Бизяев П.А. (последняя треть XVIII - начало XIX века). Продольный разрез Египетского павильона Останкинского дворца. Вид на север. Фиксационный чертеж. 1794-1795